Анализ стихотворения Фантазия Фета
Невозможно представить лирику А. А. Фета без сочетания тем природы, любви и человека в их гармоничном единстве. Еще одним доказательством этому является его стихотворение «Фантазия».
С самого начала произведения перед читателем возникает образ восхитительной таинственной незнакомки. При этом авторское отношение к ней понимается через обращения: «твой душистый», «твой послушный локон», взгляд светится «всесильным счастьем». Он не может скрыть самых нежных, страстных чувств к ней, что напрямую свидетельствует о подобных фактах из биографии.
Далее реалистичная картина сменяется призрачной обстановкой, где находит место волшебство. Стихотворение наполняется сказочными мотивами: от колыхания кустов до появления сказочного пернатого: «над водой жар-птица». В сознании читателя начинаются сомнения, где правдивость, а где сказочный эпизод. Чувствуется боязнь поэта от того, что все события майской ночи могут оказаться обманом, сном. На самом деле лирический герой так увлечен своей гостьей, при этом оставляя ее имя в тайне, что видит в ней что-то неземное. Он отмечает волшебный свет от девушки и всего вокруг («вся в огне», даже растения «полны светлых насекомых», «светит месяц»).
Автор старается дорожить созерцанием «царства», которое не только внешне наполнено блеском, но имеет множество настоящих положительных моментов и качеств.
Анализируя стихотворение, читатель приходит к пониманию того, что мир, который представил поэт, можно наблюдать ежедневно. Но лишь человек, который может увидеть изысканные тонкости в окружающей нас природе, умеет по достоинству оценить и принять женские качества, способен представлять таким майскую ночь.
В этом ему помогли яркие художественные средства. «Алмазный», «жемчужный» - эпитеты, которые подчеркивают бесценные стороны того или иного предмета. Повтор первой и последней строф стихотворения будто напоминают о том, что быстротечно. Сказочное погружение остается позади, автор вновь возвращает читателя в реальный мир. Созданный фон противопоставления за счет тусклой свечи и всего сверкающего великолепия вокруг дает возможность насладиться необыкновенным миром, созданным поэтом.
Таким образом, на фоне ослепительной ночи – звездного неба, лоснящейся растительности, волшебного пения соловья, автор вводит на обозрение свою возлюбленную, при этом оставляя ее в тени. Он лишь создает легкий, улыбчивый образ, намекая на то, что любовь – это спасительное чувство, которое может действительно сделать счастливым человека, развеять его грусть. А. А. Фет преподносит любовь как состояние, которое может осчастливить человека, но является не постоянным. Именно поэтому он делает переход на народный фольклор, а после возвращает читателя в реальность, в обычное состояние.
Вариант 2
Стихотворение Фета Фантазия относится к циклу Мелодии, которые включают в себя вполне логично творения с уклоном в своеобразную музыкальность. Описываются разнообразные возвышенные чувства, которые объединены темой эмоционального восторга. Поводом для этого являются: счастливое свидание, общение с возлюбленной и созерцание природы с любимым человеком.
Интересно как описывает Фет свою избранницу, он не дает четких указаний, он рассматривает образ как эфемерный, существующий как бы только в эфирном пространстве, как нечто наполненное светом и неземное. Для этого используются различные эпитеты и приемы: взгляд светится «всесильным, таинственным счастьем», «кудри обильны и пышны», сама героиня «светла и легка». Она как бы создана из лучей и в этом наблюдается даже какой-то намек на божественность, который дополняется акцентом на высокое положение, не формальное, а, если так возможно выразиться, в онтологическом смысле: «молодая царица», которая является частью общей гармонии.
Фетовский лирический герой отличается мечтательностью он способен творить миры и именно в так выдуманный мир он погружается, после того как создает в своем воображении некое продолжение «царства» майской ночи. Помимо героини, также и остальные элементы этого царства являются лучистыми, они способны изливать какой-то свет. Поэтому читателю не совсем понятно, пребывает ли он в подлинном мире, а точнее, становится ясно – описывается фантазия.
Весь этот мир отличается драгоценными свойствами, он воспроизводится в сознании лирического героя через такие термины как «изумрудный» или «алмазный», которые создают ощущение роскоши. Понятно, речь идет не о чем-то только материальном, но о содержательно драгоценном, про некие внутренние качества, которыми оказывается этот мир обладает, которые являются свойственными для всего этого пространства. Созерцание такого пространства вселяет надежду, но также оно указывает и на эфемерность, этот мир видится краткосрочным и способным исчезнуть так, как исчезает любая иллюзия.
В заключительной строфе Фет возвращается к началу, но перед нами не окружность, а спираль. Прежние смыслы обогатились и дополнились, контрасты стали более ясными, а понимание противоположностей улучшилось.
Анализ стихотворения Фантазия по плану
Возможно вам будет интересно
-
Анализ стихотворения Внимая ужасам войны Некрасова (10 класс)
Произведение Внимая ужасам войны вышло из-под пера Некрасова в начале второй половины XIX века. Доминирующей темой этого стихотворения стала тема военных действий, жертвами которых стало много неповинных людей
-
Анализ стихотворения Пушкина Признание
«Признание» Александра Пушкина - одно из стихотворений, относящихся к жанру интимной лирики. Оно написано в 1826 году и посвящено Александре Осиповой – соседке поэта по поместью в Михайловском.
-
Анализ стихотворения Милому Ахматовой
Первые стихи Анны Ахматовой были изданы в 1911 году. Ранняя лирика поэтессы была всецело наполнена темой любви и страдания из-за нее. Хотя Ахматова и была поэтом-акмеистом
-
Анализ стихотворения Я вздрагиваю от холода Мандельштама
Произведение относится к раннему творчеству поэта и по жанровой направленности является лирической поэзией, вошедшей во второе издание поэтического сборника «Камень».
-
Анализ стихотворения Державина Памятник 9 класс
Тема роли и призвания поэта затрагивалась многими авторами неоднократно, но именно Г.Р. Державин был первым русским писателем, который избрал темой для произведения собственную уникальность