Анализ стихотворения У могилы Есенина

Мысли о конечности человеческого существования, неотвратимости гибели тела являются, какими бы мрачными они не казались, в действительности одними из самых ценных, красивых и достойных для человека. Вероятно, только человек обладает такой роскошью размышлять о собственном конце, тогда как животное просто включено в непрерывную череду существования и на самом деле в каком-то смысле никогда не рождается и не погибает.

У могилы – раннее стихотворение Есенина, оно относится к периоду обучения в церковно-приходской школе и написано в 1913 году. Если посмотреть некоторые предыдущие творения автора от 1912 года, например, то там иногда прослеживается некоторая незрелость, отсутствие огранки поэтического таланта. Здесь, в поэтическом рассуждении-этюде «на память об усопшем» наблюдается не просто определенная зрелость, но и глубокое понимание себя и действительности.

Ведь кого на самом деле может видеть молодой Сергей Александрович в этой могиле? Вероятно, именно себя, он легко ассоциирует себя с этим юношей, так как сам молод. Также возникает вопрос, а была ли вообще могила или эти образы молодой поэт просто воспроизвел в собственному уме, когда размышлял о возможности вот так почить под ветками ивы, под ветром напускающем тоску и аккомпанемент нахмурившейся дали.

Увидеть себя в могиле – акт довольно зрелой внутренней алхимии, преобразования собственной души в нечто более зрелое и сознательное, обретение личности. Подобные практики, к слову, часто наблюдаются у христианских монахов, наиболее старательные из которых могут спать в гробу регулярно и таким образом обретать отрешенность от мира и соответствующее духовному человеку его восприятие. Духовность самого Есенина не вызывает никаких сомнений, если знать его биографию стихи и остальное, он глубоко видел мир, себя в нем, разделял судьбу страны, верно пророчествовал и стремился сохранить в этом мире красоту, через собственные стихи.

Образ юноши «страдальца земли» во многом отражает самого поэта, который также обладает «святыми порывами» и «чистой душой». Хотя в какой-то степени он создан автором для того чтобы указать на неизбежность фатальности в этом мире, на возможность погибнуть «безо времени», то есть, например, совершенно юным и полным надежд. Безусловно, стихотворение, хотя и подвергалось критике современников и считалось довольно простым, представляет собой образец талантливейшей есенинской лирики.

Вариант 2

Мимолетность человеческого существования – довольно актуальная тема, о которой люди довольно часто забывают. Конечно, каждому хочется быть обладателем длинной и счастливой жизни, но не всегда хочется становиться таковой для определенных людей. Тут не идет речи о каком-то оценочном процессе и получении по заслугам, иногда мир просто проявляется разным образом.

Так человек может жить поживать и стараться нажить добра, но в итоге в юном возрасте оказывается в могиле под ивами. Про таких говорят: такому жить да жить. Есенин вторит этой присказке: «чистой душой, со святыми порывами», этот юноша обладал верой в душе, стремился к идеалам, так почему тогда «погасли огни благодатные», почему он действительно оказался страдальцем.

Поэт объясняет этот факт отсутствием возможности рационального объяснения, он говорит о мрачных тенях, которые олицетворяют собой гибель, иной мир или нечто подобное. Эти мрачные тени ложатся на чело никому не понятными. Таким образом, с точки зрения живых мы не можем объяснить почему приходит гибель.

Как бы стоя у могилы, Есенин пытается всмотреться за этот порог в другое измерение, но понимает как трудно увидеть земным зрением там хотя бы какой-то смысл, какое-то объяснение. Хотя, кто-то может возразить: почему мы не знаем причин гибели людей, есть масса объяснений и все понятно: болезни, старость, глупое поведение, разные обстоятельства, даже следствие греховности или нечто подобное. Только вот Есенин отвечает таким людям: тогда посмотрите на молодого юношу с верой в душе, почему ему суждено лежать под этими ивами?

Действительно, никакого рационального объяснения тут не привести. Остается только грустить и тоска охватывает ивы, тоску напускает ветер, даже даль нахмурилась. Бедный юноша действительно просто оставил мир, просто так бывает и ничего больше не сказать.

Эти элементарные рассуждения в действительности имеют глубокий потенциал, так как только стоя у могилы (вы всех смыслах) люди порой могут с высокой точностью рассмотреть мир им данный, оценить собственное существование на фоне не существования. Такой глубокий контраст между двумя мирами позволяет многое понять.

Анализ стихотворения У могилы по плану

У могилы

У могилы

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Сентябрь Заболоцкого

    Это стихотворение «позднего» Заболоцкого, оно больше описательное, немного философское. В молодости Николай Алексеевич любил шокировать читателей своими сюжетами и сравнениями

  • Анализ стихотворения Блока Река раскинулась

    Это философское, но в то же время весьма эмоциональное стихотворение, богатое повторами и восклицаниями, а также образами, которые характерны для творчества Блока. Например, костры как символы надежды здесь озаряют даль

  • Анализ стихотворения Щечки рдеют алым жаром Фета

    Фет поднимает в своем творчестве три темы, которые являются ключевыми, это темы искусства, природы и любви. Все остальные темы автор считал приземленными и недостойными воплощения в своем творчестве

  • Анализ стихотворения Колыбельная песня Некрасова

    Произведение представляет собой не традиционный материнский напев для любимого младенца, а является высказанной авторской позицией для взрослой читательской аудитории с целью изображения нелегкого и неоцененного существования русского народа.

  • Анализ стихотворения Какая холодная осень! Фета

    Стихотворение «Какая холодная осень…» было написано Фетом в 1854 году. Именно здесь автор рассказывает про две свои любимые темы. Одна тема называется природа, а другая тема называется любовь