Анализ стихотворения Одиночество Бунина 11 класс

Произведение "Одиночество" было написано в самом начале XX века. Главной темой стихотворения стал конец любовных отношений и полное затворничество героя.

Композиционная структура состоит из монологической речи лирического героя. Все повествование можно разделить по смыслу на три части: изображение природы, которая плачет вместе с героем, повествование о том, как уходила любимая женщина и описание состояния, в котором находится герой.

В произведении параллельно развиваются две темы: расставание с любимым человеком и одиночество. Развитие этих тем передается посредством изображения серой, пасмурной погоды и психоэмоционального состояния героя. Центральными образами произведения становятся лирический герой и его любимая женщина.

Стихотворение начинается с описания пейзажа, который наблюдает герой в минуту своего одиночества. Возникает образ опустевшего сада и такие мрачные природные явления как: ветер, дождь и мгла полностью отражают грусть, печаль, тоску и уныние мужчины.

Причиной всего этого стал уход девушки, которая для него успела стать женой. Образ женщины в произведении характеризуется натурой быстро забывающей прошлое. Из-за этого теряется вся надежда на возобновление отношений и у героя, стремящегося к верности и преданности, возникает желание купить собаку.

В тексте применяется перекрестная (мгла - умерла, воды - сады) и парная рифма (темно - окно, весны - жены).

Поэт обогащает свое стихотворение всевозможными средствами художественной выразительности, такими как: "пустыня воды", "жизнь умерла" - метафоры, "холодная пустыня", ненастный день", "серая тьма" - эпитеты. Посредством аллитерации звуков «р», «з», «ж», «ш» создается мрачное настроение.

Всю печаль выражает оксюморон "жизнь умерла", но ограничение "до весны" создает надежду на некоторое улучшение в будущем.

С помощью антонимов "стала женой - стал чужой", "сроднился - разлюбила" Бунин демонстрирует то, как женщина отдаляется от героя по мере его приближения к ней.

Из всего этого следует сделать вывод, что никто не в праве навязывать свою любовь другим. И стоит смириться с личным выбором каждого.

Анализ 2

Произведение относится к лирическому творчеству поэта, раскрывающему его излюбленную тему одиночества.

В качестве стихотворного размера стихотворения поэтом выбирается трехстопный анапест, который является традиционным для русских поэтических элегий, поскольку наиболее ярко передает чувства тоскливости и уныния своим плавным, неторопливым ритмом. При этом в первых строках стихотворения поэтом применяет трехстопный амфибрахий, демонстрирующий ломаный, немонотонный ритм.

Основной темой стихотворения представляется картина грустного и тягостного расставания, подчеркнутая мрачной зарисовкой природного пейзажа, изображенного в виде безрадостного, холодного, сырого антуража, передающего опустошенное смятение человеческой души.

В образе лирического героя стихотворения описывается одинокий художник, испытывающий грусть и тоску в связи с расставанием с любимой женщиной.

Для иллюстрации печального настроения лирического героя поэт применяет различные средства художественной выразительности в виде метафор, олицетворений, многосоюзия и оксюморона, одновременного использования противоположных по значению слов. Кроме того, для более яркого изображения полного смятения и душевных метаний в стихотворении использует прием лаконизма, заключающийся в использовании равнодушных фраз на живописном фоне ветреной и дождливой мглы, пронизанной осенней безысходностью и холодом.

Повествование стихотворения осуществляется в виде рассказа лирического героя о собственной личной драме, результатом которой становится уход от художника возлюбленной, не сумевшей понять его творческое начало.

Тем самым, раскрывая сюжетную линию произведения, поэт приходит к неутешительному выводу о сложной судьбе творческого человека, который остается непонятым окружающим обществом, в том числе близкими людьми.

Однако сюжет стихотворения разворачивается в сторону принятия героем собственной судьбы без страха перед настигшим его одиночеством, выражая тем самым некое безразличие и удивительную покорность, не желая торопить развитие событий. Лирический герой осознает женскую сущность и невозможность возврата в прошлое, поэтому в качестве констатации сложившейся тягостной ситуации размышляет о приобретении собаки качестве домашнего питомца, являющейся самым преданным и верным другом.

11 класс

Анализ стихотворения Одиночество по плану

Одиночество

Одиночество

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Когда читала ты мучительные строки Фета

    Произведение относится к позднему творчеству поэта и по жанровой направленности является философско-лирическим в виде любовного послания к безвременно ушедшей из жизни любимой женщине.

  • Анализ стихотворения Фета Учись у дуба у березы

    Произведение «Учись у них – у дуба, у березы» Афанасий Фет написал в начале 80-х годов. К этому моменту формирование романтической поэзии автора было на самом пике и как раз широко развивалась тема человека и природы

  • Анализ стихотворения Капитаны Гумилева

    Став молодым человеком Николай Гумилев проникся духом романтизма и поиска приключений. Он много путешествовал, когда выдалась такая возможность, а ранее создал цикл под названием Капитаны, который был посвящен приключениям и путешествиям в дальние страны.

  • Анализ стихотворений Маяковского

    Лирике Маяковского, вообще, свойственны сильные ощущения, чувство любви, ненависти, яркие сравнения, много восклицаний.

  • Анализ стихотворения Пушкина Туча 7, 8 класс

    Стихотворение построено на обращении автора к единственной туче, оставшейся на небе после бури. Он наблюдает за ней и удивляется тому, что она одна на небе. Это подчеркивается при помощи анафоры – «одна ты».