Анализ стихотворения Приговор (И упало каменное слово…) Ахматовой
Стихотворение "Приговор" было написано спустя совсем немного времени после трагических событий в жизни поэтессы. В 1938 году был расстрелян муж, через год попал в ссылку её единственный сын.
Ахматова понимает то, чтобы ей выжить необходимо принять эту страшную судьбу и смириться с потерей родных людей. Но для этого стоит безжалостно убить свою память, убрать душевные переживания и превратить душу в камень.
Произведение "Приговор" без всяких сомнений принадлежит к лирическим. Через него Ахматова выражает сильнейшую боль, через которую ей необходимо перешагнуть, а для этого надо заново учиться жить.
Стихотворение выдержано в литературном размере - хорей, применение которого способствует написанию чего-то непринужденного. Композиционная структура состоит из трех катренов, каждый из которых представляет будто новую героиню. Она становится более уверенной и оптимистичной.
В первом катрене героиня представляет собой образ легкоранимой, впечатлительной и чувственной натуры. Она не может представить как жить дальше, но уже к концу четверостишия выражает надежду на то, что она справится.
Во втором катрене перед нами уже образ обновлённый. Героиня предстает уверенной и непоколебимой личностью готовой к изменениям и проявлению безразличия к проблемам.
Третий катрен усиливает решительную твердость лирической героини. Ахматовой уже представляет будущее в пустом доме, в котором она без раздумий сможет жить одна.
Образ героини меняется по ходу движения произведения. Из эмоциональной и чувствительной натуры она превращается в холодную и несокрушимую особу.
Произведение переполнено символикой. Метафора "живая грудь" означает то, что героиня ещё вначале способна переживать и чувствовать.
Символом будущей жизни, по словам поэтессы, может стать только каменная душа и убитая память, именно такой подход сможет возродить жизнь.
Вся образная система направлена к глубокому восприятию читателя, который смог бы услышать и понять все переживания героини.
Идейной сутью произведения становится человеческая стойкость и мужество. Ахматова своими строчками вселяет уверенность, стойкость, насыщает душу читателя иммунитетом против хандры и уныния.
Героиня с полной уверенностью осознает, что если предаться депрессии это не станет выходом из сложной ситуации, а поможет в этом только смирение и хладнокровность рассудка.
Вариант 2
Женщина с тяжелой судьбой и поэтической душой - так можно назвать великую поэтессу советских времен Анну Андреевну Ахматову. Все тягости сложного советского времени нашли отражение в ее творчестве.
Репрессия и расстрел мужа Николай Гумилев, затем арест единственного сына тяжелым бременем легли на плечи хрупкой женщины. В 1939 году, понимая, что сын, обвиненный по ложному доносу, будет отбывать наказание долгих 5 лет в сердце Ахматовой родилось стихотворение «Приговор».
Лирическое произведение , в котором ясно прослеживается эмоциональное настроение автора. Герой стихотворения сама Анна Ахматова. Став продолжателем направления акмеизма, в которой творил ее муж, поэтесса использовала его и в произведении «Приговор». Точность слов, никакой мистики, не сложные метафоры отличают это направление. Для достижения эффекта простоты и непринужденности Анна Андреевна выбрала стихотворный размер- хорей.
Стихотворение «Приговор» – это три четверостишия , в которых отражаются совершенно разные по своей сути эмоциональные состояния героини. Первая картинка, которая представляется читателю, страх, перед случившимся, метание и неясность дальнейшей судьбы героини. Словно придя в сознание от случившегося, Ахматова во втором четверостишие четко определяет свою жизненную позицию: «Необходимо быть «каменным» человеком». Учиться жить в сложившейся ситуации - основной вывод четверостишия.
Невольно читатель задается вопросом: «Жить учиться без сына или в стране, где автор не свободен и в любой момент приговор может прозвучать и в отношении него?». Сказать открыто об этом в годы репрессий было невозможно.
В заключительном четверостишие перед читателем разворачивается борьба между эмоциями и здравым смыслом. Как любой человек героиня хочет верить в прекрасное будущее, но куда деть «опустелый дом» ее души. Счастливые дни будут уверена Анна Андреевна, но одиночество и «камень» в душе не покинут ее никогда.
Несмотря на присутствующие в произведении символы, читателю легко догадаться о самых сокровенных тайнах и переживаний автора. Счастливое прошлое («живая грудь»), страшное настоящее («упало каменное слово») и одинокое будущее (летний день, но пустой дом) проносятся основным замыслом стихотворения.
Несмотря на лиричность, произведение настраивает на борьбу и победу над жизненными трудностями. Отодвинув память в прошлое, с холодным сердцем и разумом необходимо смотреть в будущее.
Актуальность стихотворения Анны Ахматовой «Приговор» очевидна. В современном мире существует предательство, не справедливость, но опускать руки не следует, необходимо идти вперед.
Анализ стихотворения Приговор (И упало каменное слово…) по плану
Возможно вам будет интересно
-
Анализ стихотворения Мережковского Дети ночи
Если рассматривать стихотворение Мережковского Дети ночи, исходя из современной действительности, то складывается впечатление, будто поэт говорил о нынешних днях, про смену эпох. К примеру, вполне возможно
-
Анализ стихотворения alter ego Фета
В своих произведения Афанасий Фет очень часто обращался к теме человеческого характера, и человеческих взаимоотношений. Очень подробно описывая человеческие состояния он смог получить хорошее
-
Анализ стихотворения Пушкина Пущину 6 класс
У Александра Сергеевича Пушкина было много друзей в то время, когда он учился в лицее. Но всех ближе ему был Пущин. Между ними сложились очень близкие и искренние отношения. Между ними было и много общего
-
Анализ стихотворения Я знак бессмертия себе воздвигнул Ломоносова
Произведение представляет собой первое переведенное сочинение Горация «Памятник» («Exegi monumentum»), сделанный поэтом в период подъема его научного, литературного и педагогического таланта, а также по причине увлечения литературой античности.
-
Анализ стихотворения Ахматовой Родная земля 6 класс
Стихотворение называется «Родная земля» - это очень важное для каждого слово. В сказках богатыри всегда с собой носили пригоршню земли родной. И она им помогала – силы в битвах давала. Даже в самый опасный момент выручала!